Всем селом на крёстный ход
Пятнадцатого июля 130 – летний юбилей отметила деревня Ахтырка
В этот день в деревню Ахтырка съехались земляки, гости. Местом сбора является изба на въезде в село – отчий дом Александра Павловича Гавенко. По традиции народ выстраивается в колонну для крестного хода. С иконой Ахтырской Божьей Матери идут до сельского клуба, где проходит молебен в её честь. Значимым событием на празднике стала присяга на верность казачеству. Ряды казачьего полка в этом году пополнил Евгений Тимофеевич Чернявский житель с. Вознесенка.
Потом ахтырцы, посетили кладбище, где почтили вечную память усопших земляков.
Затем они прошли в сельский клуб на концерте. Участниками праздничной программы, посвящённой 130 – летнему юбилею села стали: этнографический казачий ансамбль «Майдан», в составе Сергея Горбунова, Андрея Чвалюк и Игоря Евменова, образцовый ансамбль «Сибирские соловушки», вокальный ансамбль «Раздолье», вокальный ансамбль «Селяночка». Здесь же были накрыты праздничные столы, на которых стояли угощения.
Из истории Ахтырки
В архивных документах Каинского округа говорится: «В 1891 году группа крестьян с Украины (Ахтырского уезда, Харьковской губернии) под предводительством Сазона Дузь прибыла в Сибирь. Весной 1892 года переселенцам удалось найти «свободное место» меж трех озер, которое им очень понравилось. В ближайшей округе к этому времени уже существовали следующие населенные пункты: Вознесенка – 12 км к югу и Селикла – 7 км к северо – западу. Дав окружному землемеру солидную взятку (по рассказам «хромовые чёботы (сапоги)» и гроши, т.е. деньги), переселенцы получили облюбованный участок земли из госфонда. Место, где образовалась Ахтырка, на языке барабинских татар называлось «При острове (озере) Имбаево». Летом 1892 года между озер Шейкино и Жилкино поселенцы выкопали землянки, дали знать сородичам на Украину, что земля есть и стали ждать родственников, основная масса которых прибыла в Сибирь в 1893 году». Этот факт подтверждали старейшие жители д. Ахтырка, в частности ныне усопшая Устиния Алексеевна Хмелева, которая утверждала, что в Сибирь она приехала «маленькой девочкой, годов 7 – 8», а она была 1885 года рождения.
В 1927 году в деревне появилась школа (учитель Леонид Иванович, фамилию установить не удалось).
В начале 1930 года жителей Ахтырки насильно согнали в сельскохозяйственную коммуну. После её распада, осенью 1930 года, несколько семей объединились в рыболовецкую артель. Но уже в конце 1931 года вновь было создано два колхоза. Появились передовики производства. Так Петр Алексеевич Беланов, Наталья Филимоновна Крепкая в 1935 году ездили на ВДНХ в Москву. В 1950 году из деревень Ахтырка, Селикла, Кузовлево, Киндерли образовался колхоз «Заря коммунизма».
О КАЗАКАХ И ИКОНЕ
Старожилы утверждали, что Сазон Дузь (один из основателей Ахтырки) участвовал в Русско – турецкой войне на Балканах и в Болгарии (1877 – 78 гг.) в составе казачьих войск ахтырского полка в чине урядника. Документальных доказательств этому нет, но и опровергать факт принадлежности некоторых жителей деревни к казачьему роду нет смысла.
Ахтырский полк ведёт отсчёт с 1651 года. Изначально он был слободским черкасским казачьим полком. После в 1765 его переформировали в гусарский полк, позже в драгунский. А с 1907 года снова стал Ахтырским гусарским полком. Он в значительной мере комплектовался казаками. Весь уклад жизни полка складывался на традициях, имевших отпечаток вольного казачества.
Одним из потомков казаков является Александр Павлович Гавенко – атаман хутора Ахтырского, союза казаков НСО, хорунжий СКР. Он проживает в селе Вознесенка, но его корни с Ахтырки.
Второго июля по – старому, а пятнадцатого июля по – новому календарю полковой праздник – день Ахтырской Божьей Матери. В этот день произошло чудесное явление иконы Божьей Матери в городе Ахтырка Харьковской губернии. С тех пор празднование иконы Ахтырской Божьей Матери отмечается 15 июля, что совпадает с «днём рождения» нашей деревни Ахтырка.
Анастасия ЛИХАЛЁТОВА.